Главная » Статьи » Новости Узбекистана |
Разрешите от всей души поздравить вас, мои дорогие, и в вашем лице весь наш народ с этим замечательным праздником и выразить свои самые искренние пожелания. Уважаемые соотечественники! Приняв 17 лет назад, 8 декабря 1992 года, великий, ни с чем не соизмеримый по сути и значению исторический документ, Основной Закон нашей жизни – Конституцию страны, мы полностью отказались от старого, изжившего себя строя, открыли пути и возможности для построения нового государства и общества. Все эти годы наш Основной Закон служит прочным фундаментом построения в стране правового демократического государства, гражданского общества, основанной на рыночных отношениях экономики, создания благополучной жизни для народа, обретения достойного места на мировой арене. Сегодня, критически оценивая пройденный за минувший период путь, мы видим результаты поэтапно и последовательно осуществляемых реформ в государственном строительстве, социально-экономической сфере, достигнутые благодаря законам и программам, принятым в соответствии с основными принципами и нормами Конституции. Наша страна добилась больших успехов, которые находят широкое признание в мире, тем самым мы еще и еще раз убеждаемся в правильности выбранного пути независимого развития, определенного нашим Основным Законом. Особый смысл и значение празднованию Дня Конституции в этом году придает тот факт, что 27 декабря состоятся всенародные выборы в парламент и местные представительные органы государственной власти. В целях проведения этих выборов, являющихся большим политическим событием в жизни страны, при полном соблюдении требований Конституции, законов о выборах, международных норм и стандартов, на протяжении последних трех месяцев под руководством и контролем Центральной избирательной комиссии осуществляется огромная работа. В этой связи следует отметить, что в годы независимости в нашем государстве сформировалась избирательная система, полностью отвечающая общепризнанным стандартам и высоким демократическим требованиям. Создана прочная нормативно-правовая база, основанная на Конституции и избирательном законодательстве страны. Заслуживает внимания то, что в последнее время, в частности, в начале этого года, в избирательную систему Республики Узбекистан были внесены обусловленные требованиями времени, международными нормами изменения и дополнения, направленные прежде всего на дальнейшую либерализацию и демократизацию выборного законодательства. В частности, повышение роли и влияния политических партий, увеличение числа их уполномоченных представителей, участвующих в процессе выборов, предоставление им дополнительных прав и полномочий и в целом расширение прав избирателей позволили еще более усовершенствовать избирательную систему, что получило широкую поддержку международной общественности. В результате изменений, внесенных в избирательное законодательство, по итогам предстоящих выборов будет значительно расширено представительство граждан в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, где количество мест увеличено со 120 до 150. При этом внедрен новый принцип, направленный на защиту окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности населения, в соответствии с этим принципом в парламенте страны выделяется 15 мест для депутатов от Экологического движения Узбекистана. Самое важное, что в избирательном законодательстве особое внимание уделено вопросу расширения прав и полномочий Центральной избирательной комиссии. Как зафиксировано в нашем законодательстве, никто, в особенности центральные и местные органы государственной власти, не имеет права вмешиваться в процесс подготовки и проведения выборов. Подобное вмешательство строго запрещено законом, и по отношению к лицам, нарушившим данную норму, предусмотрена соответствующая мера ответственности. Обобщая сказанное, следует отметить, что все реализуемые меры по совершенствованию избирательной системы направлены в первую очередь на соблюдение принципов транспарентности, свободы и справедливости процесса выборов. Одним словом, каждый человек, живущий в Узбекистане, хорошо понимает, что очередные выборы являются для всех нас важным испытанием, настоящим экзаменом. Если рассматривать предстоящее голосование с этой точки зрения, хотелось бы, чтобы все мы отчетливо осознавали следующие критерии и требования: во-первых, этот процесс является испытанием утверждения в нашей жизни принципов свободы слова и свободы выбора; во-вторых, он означает дальнейшее укрепление многопартийной системы в политической жизни страны, выход политических партий на избирательную арену с собственными целями и платформой действий, борьбу за голоса электората; в-третьих, как проявление принципа верховенства закона и равенства перед ним всех, должны быть созданы равные возможности и условия для участвующих в выборах политических партий и каждого кандидата независимо от их политических взглядов и убеждений; в-четвертых, отразит уровень развития и степень зрелости гражданского общества в нашей стране; и, наконец, в-пятых, эти выборы станут очередным экзаменом общественно-политической культуры населения, продемонстрируют уровень его гражданского самосознания. Давайте задумаемся над тем, насколько мы готовы пройти столь сложное и ответственное политическое испытание, провести данный избирательный процесс на уровне избирательных систем, действующих в развитых демократических государствах. Будет уместно и целесообразно, если сегодня этот вопрос поставят перед собой не только непосредственно ответственная за организацию выборов Центральная избирательная комиссия и ее структуры на местах, но и активисты политических партий, общественных движений, негосударственных организаций, широкая общественность, каждый гражданин, каждый избиратель, который готовится к голосованию. Потому что названные выше чрезвычайно важные факторы, которыми мы руководствуемся, отражают степень зрелости всякого общества, развивающегося на демократической основе. Думаю, каждый из нас все больше осознает, что следование этим требованиям – это не самоцель, а суть и основной фактор программы по достижению высокого развития и построения свободной и всесторонне благоустроенной жизни. Следует подчеркнуть, что мы выбрали этот путь не для того, чтобы демонстрировать наши достижения перед кем-либо. И каким бы тяжелым и сложным он ни оказался, еще раз повторяю: этот путь – путь развития, полностью отвечающий нашим национальным интересам, надеждам и чаяниям, к которым мы стремились в течение многих веков. Вместе с тем мы осознаем – для того, чтобы занять достойное место в ряду стран развитых и с политической, и с экономической точек зрения, нам предстоит еще многое сделать. В этом смысле самое главное – критически оценивать проделанную работу, не предаваться эйфории, не игнорировать мировой опыт и достижения других, решительно устранять все еще встречающиеся в нашей жизни преграды и барьеры. Осознание нами этой истины и соответствующие практические выводы должны иметь важное значение для общественно-политической жизни нашей страны. Пользуясь случаем, в преддверии значимого политического события – предстоящих выборов – считаю уместным еще раз остановиться на некоторых актуальных задачах. Во-первых, хотелось бы, чтобы соблюдение и неукоснительное исполнение Конституции и принятых на ее основе законов об Олий Мажлисе и выборах в местные представительные органы государственной власти, а также норм и положений, определенных Центральной избирательной комиссией и ее структурами на местах, стали основным правилом для всех нас, для каждого избирателя. Необходимо уважительно и внимательно относиться к предложениям и мнениям наблюдателей – будь они представителями международных организаций или наших негосударственных организаций – по каждому случаю, не соответствующему общепринятым избирательным положениям, обязательно учитывать каждое замечание, каким бы лишним или несущественным оно ни казалось с точки зрения отдельных избирателей. Самое важное, все участники выборов, кем бы они ни были, должны четко понимать, что постороннее вмешательство в избирательный процесс, любые попытки оказать на него воздействие категорически запрещаются. Во-вторых, приходится повторять – перед законом все равны. Создание равных и одинаковых условий для всех партий и их кандидатов для встреч и диалога с избирателями через печать, телевидение, проведения агитационной работы с электоратом имеет самое большое и важное значение для организации выборов на высоком уровне. Организации, ответственные за эти вопросы, ни в коей мере не должны допускать каких-либо исключений или отдавать предпочтение кому бы то ни было. В-третьих, в сущности, этот процесс означает свободу выбора с осознанием своих прав. Вместе с тем участие в нем – это не просто реализация своего права голоса, гарантированного нашей Конституцией. Это право требует от каждого из нас, прежде всего, глубоко осознавать свой гражданский долг и с большой ответственностью относиться к этому вопросу. Для этого каждый человек, принимающий участие в выборах, должен знать все о кандидате, которому он отдает свой голос, о том, насколько после получения мандата депутата Олий Мажлиса или местного Кенгаша тот оправдает оказанное ему высокое доверие, будет вносить свой вклад в развитие страны, дальнейшее процветание и благополучие народа. Если рассуждать с этой точки зрения, то становится понятно, что сегодня мы действительно стоим перед большим политическим событием, которое определит завтрашний день нашей Родины. Таким образом, этот процесс, который, безусловно, станет важным этапом на пути достижения высоких целей, затрагивает интересы всех людей, живущих в нашей стране, поэтому никто не должен оставаться в стороне от него. Хочу с уверенностью сказать: мы проведем предстоящие выборы на должном уровне и в очередной раз продемонстрируем мировому сообществу свою политическую зрелость. Ибо современный Узбекистан и его народ – это уже не прежнее государство и не прежнее общество. Самое важное – расширяются мировоззрение, мышление и кругозор наших людей, меняется их отношение к жизни и труду, растет осознание сопричастности к происходящим вокруг событиям, чувство гордости за Родину, укрепляется вера в завтрашний день. Этого нельзя не заметить и не почувствовать. Уверен, что наш народ, повидавший многое на своем веку и всегда относящийся к судьбе своей страны с чувством ответственности, глубоко осознавая важность этого политического процесса, примет активное участие в выборах, отдаст голоса за благополучие своих семей, за мир и спокойствие на нашей земле, за процветание нашей Родины. В этом у меня нет никаких сомнений. Дорогие друзья! Как известно, год назад мы вместе с вами решили объявить 2009 год в нашей стране Годом развития и благоустройства села. На этой основе была принята специальная Государственная программа, нацеленная на решение приоритетной с первых лет независимости задачи по изменению облика кишлаков, углублению реформ в агропромышленном комплексе, повышению качества жизни на селе, общественно-политического и культурного уровня сельчан. Эта программа, вобравшая в себя идею «Развитие села – это благоустройство страны, повышение благосостояния нашей жизни» и за исполнением которой установлен строгий контроль, рассчитана не только на 2009 год, но и на средне- и долгосрочную перспективу. Учитывая широкие масштабы осуществляемой в рамках данной программы работы, я хотел бы вкратце остановиться только на первых результатах ее реализации. Затрагивая эту тему, прежде всего необходимо отметить, что особое внимание уделено вопросам дальнейшего совершенствования и укрепления законодательной и нормативно-правовой базы в целях еще более полного обеспечения интересов сельских жителей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в деле благоустройства жизни села важное место занимает изменение облика кишлаков, повышение уровня жизни сельчан до современных требований, и более того, приближение ее к городским условиям. В этих целях в январе 2009 года были приняты постановления Президента Республики Узбекистан о планировании застроек современной архитектуры, совершенствовании системы проектирования и строительстве жилья и социальных объектов в сельской местности и об образовании проектно-изыскательского института «Кишлоккурилишлойиха». К сегодняшнему дню институтом разработаны типовые проекты современных жилых домов из 2-5 комнат, а также объектов социальной инфраструктуры. К этой работе привлечены высококвалифицированные специалисты, утверждены и рекомендованы к строительству 22 типовых проекта индивидуальных жилых домов и 16 – объектов социально-бытового назначения. Свою деятельность начала инжиниринговая компания «Кишлок курилиш инвест» и ее территориальные подразделения, созданные с целью выполнения работ, связанных с подготовкой упомянутых проектов и осуществлением строительства. Эти проекты были продемонстрированы на состоявшейся в сентябре нынешнего года выставке в столичном Узэкспоцентре. В областных центрах проходят такие же выставки, которые вызывают большой интерес у населения. В целях реализации проектов, привлечения необходимых средств специальным постановлением был образован акционерно-коммерческий «Кишлок курилиш банк», чьими услугами в настоящее время уже пользуются многие клиенты. Только в текущем году этим банком на осуществление строительных работ на селе направлено 60 миллиардов сумов. А в следующем году предусматривается направить почти 530 миллиардов сумов, из которых свыше 256 миллиардов предоставляется государством. Для выполнения такой масштабной работы созданы 670 специализированных строительно-ремонтных организаций, которые укомплектованы высококвалифицированными и опытными специалистами. На основе всесторонне и тщательно продуманного плана в текущем году в Республике Каракалпакстан и областях выделены 42 земельных массива, в сельской местности в экспериментальном порядке строятся 840 частных жилых домов, которые планируется сдать в марте-апреле 2010 года. Следует отметить, что эти экспериментальные дома позволят на практике испытать разработанные типовые проекты и после всестороннего изучения предложений и пожеланий живущих в них людей сделать соответствующие выводы. В строительстве участвуют своими средствами и будущие хозяева этих домов. Главное, большая часть затрат покрывается долгосрочным льготным кредитом, выделяемым «Кишлок курилиш банком». Этот порядок не единовременной, а поэтапной, на протяжении 15 лет, выплаты средств, потраченных на строительство домов, предоставляет большие льготы и удобства для населения. Необходимо подчеркнуть, что в 2010 году работа в этом направлении приобретет еще большие масштабы и во всех 159 сельских районах страны на основе типовых проектов будут построены 7630 жилых домов, ключи от которых новоселы получат в августе-сентябре будущего года. Особого внимания заслуживает тот факт, что в наших планах четко предусмотрено не просто строительство современных и благоустроенных коттеджей, а создание современных комплексов жилых массивов, включающих детские сады, общеобразовательные и школы музыки и искусства, спортивные сооружения, медицинские учреждения, объекты сферы услуг, благоустроенные дороги, одним словом, все, что необходимо для комфортной и достойной жизни сельского населения. За прошедший период проделана весомая работа по расширению производства строительных материалов, что является самым важным вопросом в этом направлении. Нужно отметить, что создание в 2009 году в стране 31 предприятия по производству строительных материалов заслуживает самой позитивной оценки. В том числе в сельской местности сданы в эксплуатацию 6 предприятий мощностью производства 2 миллиона квадратных метров современного кровельного материала в год, а также новые предприятия по выпуску гипса, алебастра, гипсокартона и других строительных и отделочных материалов, сборных конструкций. Наряду с этим введены в эксплуатацию 12 новых заводов по выпуску кирпича, общая мощность которых – 81 миллион кирпичей в год. Следует особо подчеркнуть, что вновь созданным предприятиям предоставлены существенные льготы и созданы соответствующие условия в целях снижения цен на произведенные ими строительные материалы, в том числе кирпич. Затрагивая проблему развития инфраструктуры села, нужно отметить, что на решение самого злободневного вопроса в этой сфере – строительство новых и расширение действующих дорог – затрачено около 100 миллиардов сумов. В целях улучшения транспортных услуг открыты новые маршруты, которые обслуживаются производимыми в Самарканде современными автобусами. Для бесперебойного и гарантированного обеспечения кишлаков энергетическими ресурсами в течение года израсходовано свыше 16 миллиардов сумов, проведены реконструкция и капитальный ремонт линий электропередач протяженностью свыше 2700 километров, более 300 километров газопровода. Дорогие друзья! Думаю, всем хорошо известен масштаб проделанной нами работы, осуществленной с целью углубления реформ в сельском хозяйстве, укрепления его материально-технической базы, повышения эффективности фермерского движения, играющего все большую роль в укреплении аграрной сферы, в благоустройстве нашей страны. Говоря о программе «Год развития и благоустройства села», естественно, следует акцентировать внимание на достижении ощутимых практических результатов в деле повышения плодородия земли – источника нашего достатка, улучшения ее мелиоративного состояния. В этом направлении почти на 81 миллиард сумов выполнена работа по ремонту и восстановлению сетей мелиорации, ирригационной системы – более 10 тысяч километров коллекторов, почти 1000 километров дренажных сетей, реконструированы многие гидротехнические сооружения, завершено строительство новых каналов протяженностью 50 километров. За этими цифрами стоит тяжелая повседневная работа сотен тысяч дехкан и механизаторов, благодаря чему неуклонно из года в год растут объемы урожая. Мы все должны быть благодарны им за самоотверженный труд. С чувством признательности следует отметить, что в реализации больших проектов в этом направлении важную роль сыграли инвестиции Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития, финансовых институтов Китайской Народной Республики, Южной Кореи и ряда арабских государств. Особого внимания заслуживает то, что в сельской местности увеличивается число пунктов и учреждений сферы услуг и сервиса. Наряду с традиционными бытовыми услугами в кишлаках активно внедряются новые виды сервиса и расширяется сеть современной системы телекоммуникаций, в частности, Интернет, мобильная телефонная связь, открываются пункты сервиса, оказывающие разнообразные компьютерные услуги. Об этом свидетельствует тот факт, что в сельской местности количество абонентов сотовой связи достигло 5 миллионов, что составляет 30 процентов от общего показателя в стране, и эта цифра динамично растет. Наряду с этим в кишлаках на основе новых технологий образовано 3000 пунктов по приему экспресс-платежей за коммунальные услуги. К значимой работе, осуществленной нами в этой сфере, следует отнести и подключение к сети Интернет 4200 сельских школ. Дорогие друзья, можно ли было предположить еще пять-шесть лет назад, что, используя подобные коммуникационные услуги, люди, проживающие в отдаленных кишлаках, – будь то фермер или предприниматель, ремесленник или учитель, – смогут оперативно связываться с любым уголком мира, общаться, осуществлять самые различные операции? Главное, подобные виды услуг не только удовлетворяют потребности населения, но и позволяют обеспечить работой тысячи наших детей, получивших современные знания и профессии в сельских лицеях и колледжах. Разве это не определяет будущее, перспективы молодежи, вступающей во взрослую жизнь? Только в текущем году в сельской местности создано 460 тысяч рабочих мест, в том числе порядка 380 тысяч – за счет развития сферы услуг и сервиса, и нас радует, что в основном там работает молодежь. Говоря о повышении культуры и качества жизни на селе, естественно, мы должны постоянно думать о решении еще одного актуального вопроса. А именно: защите бесценного для нас богатства – здоровья человека, охране материнства и детства, воспитании здорового поколения, укреплении материально-технической базы медицинских учреждений, повышении медицинской культуры населения, в связи с чем в текущем году выполнен огромный объем работы. К примеру, центральные больницы всех сельских районов были обеспечены медицинским оборудованием, а также 44 санитарными машинами «УАЗ» и 280 специализированными машинами «скорой помощи» «Дамас-Амбуланс» на общую сумму более 12 миллионов долларов, сельским врачебным пунктам было предоставлено медицинско-лабораторное оборудование на сумму более 1 миллиона долларов. В течение года 3 миллиона 750 тысяч сельских жителей прошли квалифицированный медицинский осмотр, более 22 тысяч беременных женщин обследованы в скрининг-центрах, 400 тысяч пациентов прошли лечение и укрепили свое здоровье в клиниках. Часть2 Конституция Узбекистана – прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества (часть 2) | |
Просмотров: 2425 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | |
---|---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
|